Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Транспортировка питания в школы и детские сады




В российских дореволюционных школах учеников не кормили.На переменке ребенок мог съесть лишь принесенный из дома завтрак. Подобный подход к питанию школьников практиковался и в послереволюционные годы.Система обеспечения детей ежедневным питанием начала формироваться вокруг нужд дошкольных учреждений  детских садов и яслей, где малыши проводили весь день. Первые детские сады в России появились в 60-х годах XIX века по инициативе частныхлиц, благотворительных и филантропических обществ, передовых земств. Садиков было мало, и, за редким исключением, все они были платными.

В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Радикальному изменению ситуации с дошкольными учреждениями «поспособствовала» идеология пришедших к власти большевиков. По мнению идеологов, женщин следовало освободить от домашнего труда, в том числе и от возни с малышами, дабы каждая гражданка максимум времени могла уделять построению светлого будущего. Считалось, что воспитывать детей в коммунистическом духе следует централизованно, сводя к минимуму влияние семьи. А главное, государство остро нуждалось в рабочих руках на предприятиях, а значит, женщинам следовало эти самые руки развязать, дав возможность пристраивать куда-то детей на время рабочей смены.

В декабре 1917 г. Наркомпрос опубликовал декларацию «О дошкольном воспитании», и к концу 1918 г. в 192 уездах Советской республики работало около 400 дошкольных учреждений, а уже в 1920 г.  4723 с общим охватом 254 527 детей. Разумеется, малышей в детских садах кормили, однако говорить о формировании отработанного механизма поставок в дошкольные учреждения продуктов не приходилось. Во-первых, не существовало централизованного хозяйствования — большая часть практических вопросов решалась на местах органами местного самоуправления, во-вторых, автомобили были в большом дефиците, а гужевой транспорт проще было арендовать для каждого конкретного случая, чем обзаводиться собственной конюшней.27 июня 1936 г. было принято  Установление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство детских яслей и садов.Чтобы ускорить развитие сети, предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады. В системе органов просвещения оставались учреждения для населения, не обслуживаемого ведомственными садами. Педагогическое руководство всеми садами осуществлялось Народным комиссариатом просвещения. Именно в это время начали формироваться «организованные» отношения между производителями продуктов питания и детскими учреждениями.

После войны в школах стали появляться буфеты и были выработаны требования к приготовлению, хранению и разогреву детской пищи. К столу любое горячее блюдо должно было подаваться только свежеприготовленным. Во многих детских садах, не находившихся в ведомственном подчинении крупных предприятий со своими столовыми, появились кухни, кладовые и морозильники. В небольших областных и районных центрах практика приготовления детскими садами всех блюд на своих кухнях существует и поныне. Рыночные изменения коснулись лишь поставщиков. Если во времена СССР продукты попадали в дошкольные учреждения из специальных диетических цехов государственных мясокомбинатов, молокозаводов, хлебозаводов, овощехранилищ и продуктовых складов, то сегодня городские отделы народного образования объявляют тендеры среди производителей продуктов питания. Доставка осуществлялась и осуществляется по кольцевым маршрутам транспортом предприятия-поставщика.

В городах-миллионниках «городить кулинарный огород» в каждом дошкольном учреждении было нерентабельно, а подчас попросту негде. Выход нашли в организации специализированных «опорных пунктов», занимавших отдельное помещение и обслуживавших несколько (до десятка) прикрепленных к ним дошкольных или школьных учреждений. Кстати, именно эта «система», окончательно сформировавшаяся к середине 50-х, стала одним из основных заказчиков и потребителей фургонов и пикапов на базе легковых автомобилей, а несколько позже (с 1959 г.)  и грузовых мотороллеров. Малотоннажных транспортных средств вполне хватало для оперативной развозки свежеприготовленных блюд по точкам.

Вот как механизм обеспечения детских учреждений горячими блюдами описан в изданной в 1959 г. книге «Питание школьника»: «В школах чаще всего организуются буфеты, реже столовые. В тех школах, где имеются столовые или буфеты с оборудованием для подогрева пищи, учащиеся, как правило, получают горячие завтраки. Столовые при школах готовят специальный ассортимент блюд и предоставляют питание не только ученикам той школы, где находится столовая, но снабжают своей продукцией и прикрепленные к ним буфеты других школ. Такие столовые носят название «школьных базовых столовых». Не обязательно, чтобы они размещались в зданиях школ. Они могут находиться в любых помещениях города.Базовая столовая готовит для школ горячие завтраки, обеды для групп продленного дня и, кроме того, различные холодные блюда и всевозможные кондитерские изделия для буфетов....

Продукцию, которую доставляют в буфеты других школ, для учащихся первой смены готовят ночью, а для учащихся второй смены — утром».Для развоза пищи по школам столовые обеспечивались специальным транспортом. Чаще всего это были небольшие фургончики на базе легковых автомобилей, но могли использоваться и мотоциклы со специальными закрытыми колясками, оборудованными для перевозки продуктов, или мотороллеры с кузовом-фургоном. Устройство таких кузовов несложное, их габаритов было достаточно, чтобы вместить несколько «клеток» с бутылками молока и лотки с продуктами. Кроме того, для перевозки питания существовали специальные контейнеры из дюралюминия, в которых все было приспособлено для перевозки различных продуктов. Доставка питания начиналась с 8 часов утра. Поэтому буфеты, которые получали горячие завтраки из базовых столовых, могли своевременно обеспечить школьников питанием.В школах, где одновременно обучалось несколько сотен учеников (школы крупных городов), было выгоднее прямо на месте организовывать полноценные столовые, со своей кухней, холодильными камерами, горячей водой и прочими «удобствами».

В таких школьных столовых приготовление пищи происходило из доставляемого с баз набора продуктов. Для их перевозки (по специальному графику) выделялись автомобили-фургоны с местных автокомбинатов и автобаз. В Москве, где количество школ в советское время приближалось к тысяче, на автокомбинатах «Мосторгтранса» организовывались целые автоколонны, занимающиеся только развозкой школьного питания. Обычно это были небольшие фургоны на шасси автомобилей УАЗ или ГАЗ, позже  чешские фургоны Avia.Школьные столовые, в которых завтраки и обеды готовились на месте, начинали работать очень рано, чтобы успеть вовремя накормить учащихся. Поэтому машины, развозящие продукты в первой половины дня (пока работают школьные столовые), привозили все необходимое для следующего дня. Обычно они успевали развезти продукты в несколько школ, находящихся по соседству. Для быстрой разгрузки машин во многих школах были оборудованы пандусы и в наличии имелись сменные контейнеры и лотки.Чтобы выделить такие автомобили в потоке других машин, на их борта наносили соответствующие надписи, чаще всего «Школьные завтраки» и «Школьные обеды». Кроме этого, могли добавить забавную картинку. Так, в 80-е годы в Москве это был повар в высоком белом колпаке.