Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Внедорожный марафон "Дакар" январь 1988 года




Январь 1988 года. Внедорожный марафон бьёт все рекорды! Такого ещё никогда не было, да и потом не повторилось. На старте 603 экипажа (из них 183 мотоцикла, 311 автомобилей и 109 грузовиков)! Ещё один рекорд - из гонки выбыли 452 экипажа! И по количеству отмен этапов тоже рекорд! Тогда из гонки было вычеркнуто четыре дня... А если добавить семь смертей, то получится очень тяжёлый итог. И на этом «Дакаре» случилась совсем уже невероятная история.
Такое могло произойти только при стечении ряда обстоятельств: с одной стороны, головокружительные ставки (и бюджеты) заводских команд, с другой - вялое руководство гонкой, не слишком скрупулёзно придерживающееся правил, и спортивные СМИ, не отличающиеся любознательностью. В результате скандал, обросший множеством слухов и догадок. Бамако, позади тринадцать этапов изнурительной гонки. Посмотреть на грандиозный спектакль в столицу Мали прибыли не менее 800 VIP-гостей и журналистов. В центре всеобщего внимания охраняемый паркинг (не путать с «закрытым парком»), где находятся «почти» все автомобили, ещё продолжающие гонку. Почти все, потому что речь идёт о «факультативном» паркинге. И, если говорить честно, то все, кто хотел бы (то есть те, кому это было надо) проделать работу, противоречащую регламенту, мог отправиться в один из гаражей города, хотя их и арендовали по бешеным ценам. Этим воспользовались лишь немногие команды, тогда как механики и инженеры Peugeot демонстрировали восхищённой толпе свой шоу-балет вокруг великолепных прототипов 205 и 405.




Ранним утром директор ралли Рене Метж видит, как Peugeot 405 лидеров соревнования Ари Ватанена и Бруно Берглунда выезжает с бивуака, - за рулём какой-то «белый». Ничего необычного - механик команды может в последний раз протестировать автомобиль. Но тут появляется невероятная новость: «У Ари украли автомобиль!» И «некто» требует выкуп в 500000 франков (кстати, не так дорого за прототип). Завтракавший в гостинице руководитель команды Жан Тодт тут же поднимается из-за стола, за ним следует когорта журналистов, тоже не закончивших завтрак. И вскоре уже все забегали по Бамако. Впрочем, самые быстрые репортёры не отличались дотошностью, но слух уже облетел всю планету. Силы полиции и армии окружают город, вооружённые коммандос прочёсывают кварталы. Затем взлетают сопровождающие ралли вертолёты с фотографами и телеоператорами на борту. Что же они увидят с высоты птичьего полёта? Да собственно ничего. Клубы пыли, поднимаемые на улицах Бамако потрёпанными такси Peugeot 404 и 504. И никаких следов 405!

Тем временем ралли не ждёт. Хотя... почему бы и не подождать? Но слишком поздно: старт уже дан. И тут уж ничего не поделаешь с международным регламентом: экипаж должен стартовать в назначенное ему время. Хронометр запущен, и за каждую минуту опоздания штраф. Более чем 30-минутная задержка наказывалась на том «Дакаре» снятием с гонки. Если бы он хотел (ну хотя бы подумал об этом) спасти Ари Ватанена, который, возможно, стал жертвой несправедливости, Метж мог задержать время старта. Но по забывчивости или, кто знает, может, намеренно, он этого не сделал. И соответственно через полчаса Ватанен выбывает из гонки.

Немного позже, когда на трассу отправляются последние участники на тяжёлых грузовиках 6x6, судья старта сталкивается со странной проблемой. Экипаж последней «технички» Peugeot отказывается стартовать, заявив, что будет ждать Ватанена. Судья удивлён, ведь в любом автомобиле команды Тод-та обязательно есть кто-то, кто знает хотя бы основные положения регламента. И судья напоминает «несведущей» троице этого грузовика элементарную хитрость: «Возьмите вашу контрольную карту, стартуйте, остановитесь за контрольной зоной и, если нужно, можете ждать Ватанена хоть несколько часов, оставаясь в гонке». Однако экипаж грузовика единодушно отказывается. То есть он добровольно выбывает из соревнования. Вам это кажется странным? Мне тоже. Насколько я помню, никто из журналистов в то время не обратил на это внимания. Но мы к этому эпизоду ещё вернёмся.

И тут - о чудо! - какой-то местный паренёк, проезжая на своём мопеде по кварталу, натыкается на 405-й Peugeot. Автомобиль заправлен и готов к старту: Ари и Бруно немедленно оказываются в своих креслах. И руководство гонки даёт им старт в 11 часов 36 минут... То есть на 2 часа 36 минут позже обязательного времени старта.Стоп-кадр... Представьте себе, что лидер олимпийского финала на сто метров выходит на старт через несколько часов после соперников. Невозможно? Однако Метж это разрешил. Представим также, что в то время, когда Ватанен вынужден отыгрывать упущенное и совершать множество обгонов, происходит серьёзный несчастный случай. Ответственность была бы возложена не на гонщика, получившего новую контрольную карту, ни даже на его команду, а на руководство гонки, ответственное за решение, противоречащее регламенту.

Продолжим наше погружение в потёмки... Разрешив старт, Ватанену обещали, что к нему не будут применяться штрафные санкции. Но после финиша его результат пересчитали (как если бы он стартовал в своё время), и несмотря на большое преимущество, имевшееся накануне, он оказался вторым по сумме этапов после Канкунена, как и он, бывшего чемпиона мира по ралли и также, как и он, выступающего теперь за Peugeot. Но и это не всё: через три дня, за которые он одерживает победы на специальных участках (СУ) в благоразумном сопровождении Канкунена, судейская коллегия вдруг решает снять Ватанена с гонки. Ведь накануне финиша «Ралли Монте-Карло» президент Международной федерации автоспорта (FISA) Жан-Мари Балестр выдал одну из своих самых сочных тирад: «Каким образом господин Тодт, этот жалкий штурманишка, ставший звездой светского общества, поселившийся среди миллионеров на авеню Фош, возомнивший себя Бонапартом при Пирамидах [намёк на победу Peugeot двумя месяцами ранее на «Ралли фа-раонов».- Примеч. Фенуя], мог доверить охрану этого автомобиля какому-то заснувшему бедуину? Если Ватанен не будет дисквалифицирован, то весь „Дакар“ будет дисквалифицирован».


По сути Балестр прав. Но можно также предположить, что если вдруг Тодт каким-то образом был причастен к вероятному «ночному полёту в Бамако» (см. далее), то Балестр своим недовольством спас ему репутацию, превратив его в жертву. Ну какой, скажите, журналист оказался бы после этого настолько безжалостным, чтобы копаться в мусорных баках Бамако и поддержать личные и неуместные нападки президента? Балестр завершил свою тираду почти сдержанно: «Всякое может случиться в Африке, в том числе и кража автомобиля... если, конечно, это была кража».Так что же произошло на самом деле? Журналист Ив Жени предположил, что, прежде чем приехать в Бамако, Ватанен якобы сбил мотогонщика Жан-Клода Южэ, которого нашли мёртвым рядом с его BMW, и что команда спрятала Peugeot 405, чтобы скрыть следы столкновения. Эта гипотеза не выдерживает критики. Невозможно представить себе, чтобы Ватанен и Берглунд, всегда очень внимательные к жизни других людей, вели себя, как шалопаи на выходе из ночного клуба. Да и с технической точки зрения, если бы и надо было что-то прятать на кузове, то это было бы сделано сразу же, а уж никак не после того, как восторженная толпа изучила мельчайшие детали этого автомобиля.

И потом, есть факты: за коротким СУ следовала длинная 500-километровая дорожная связка до Бамако. Жан Тодт попросил экипажи своих четырёх автомобилей дождаться друг друга после СУ и ехать вместе, чтобы одновременно красочно предстать перед СМИ и VIP’aMH в Бамако. Именно так они и сделали. Но на 20-м километре этой связки они увидели тело мотогонщика, который, по всей видимости, упал, заснув от усталости на длинном прямом отрезке. Канкунен вернулся назад, чтобы предупредить экипаж медицинского автомобиля, стоявший на финише СУ. Остальные дожидались его рядом с погибшим и продолжили путь после того, как приехали врачи.По другой гипотезе случившееся стало местью кого-то из соперников. Получается, что автомобиль лидера самой крупной команды самого большого ралли в мире можно украсть на глазах у трёх тысяч человек! Как вы думаете, многие ли смогли бы завести его, умело манипулируя системой турбонаддува?

В соответствии с ещё одной гипотезой, которую отстаивал много лет спустя Жак Левашэ, великий интендант и верный гвардеец Жана Тодта: виновным был некий «белый» мафиози из Бамако, и вправду задумавший получить выкуп. И где же в этом городе, который барражировали вертолёты, прочёсывали армия и полиция, могла эта «мафия» спрятать автомобиль и конфиденциально получить тысячу пятьсотфранковых банкнот с портретом математика Блеза Паскаля?
И, наконец, гипотеза, представляющаяся мне наиболее правдоподобной, учитывая факты, которые подтвердили директор команды Mitsubishi Ульрих Бремер, заместитель Жильбера Сабина Марк Дюкро и некоторые другие. Несмотря на великолепную организацию работы команды Тодта, обслуживая Peugeot Ватанена, механики, вероятно, не сразу заметили трещину в блоке цилиндров или дефект коленчатого вала. А это детали, которые запрещено менять, и, стало быть, их нельзя перевозить в грузовике техпомощи, который в любой момент могли проверить судьи.


Так вот, якобы накануне старта, примерно в три часа утра, в Бамако приземлился самолёт, доставивший готовый для замены двигатель. Гоночный автомобиль и грузовик таким образом оказались на некой укромной вилле. И именно этот грузовик, в который погрузили дефектный двигатель, добровольно выбыл из гонки. А с этого момента спортивные комиссары уже не имели права контролировать его груз. Впрочем, после старта Ватанена быстрая техничка окончательно «исчезла» из поля зрения.Давайте сдержим наше возмущение. Многочисленные факты запрещённой доставки запчастей - не новость для «Да-каров». Возможно, рекорд такого плана установил завод Cagiva на «Дакаре» 1987 года, доставивший из Италии на специально зафрахтованном самолёте Falcon дюжину коробок передач в Таманрассет для своих четырёх пилотов. А когда и в них обнаружился дефект, ещё дюжину привезли в Агадес для Юбера Ориоля, единственного из команды остававшегося в гонке.

Но вернёмся к двигателю Peugeot. Откуда на нём могли оказаться официальные пломбы предстартового технического контроля? За пару недель до старта склад организаторов гонки - TSO - был взломан, и из него исчезли официальные пломбиры. Странно, но в TSO не сочли нужным изготовить иные и заказали точно такие же. Впрочем, это тоже никакая не новость. Например, на гонке «Париж - Дакар» 1984 года я был свидетелем того, как пресс-атташе «Лады» Моника Грази
передавала руководителю команды Жану Винатье краску и трафареты с технической инспекции. В те времена стали известны истории загадочно исчезнувших из сейфов за две недели до гонки «дорожных книг», впрочем, не в таком количестве, как на первом ралли «Париж - Пекин». Таким образом, рекомендую снисходительнее относиться к не всегда полностью «закрытым» паркам на бескрайних просторах Сахары.

Если моя версия верна, думаю, что ни Ари, ни Бруно не были в курсе происходившего. В делах такого рода стараются избежать малейшей утечки информации, а заодно и ненужных угрызений совести. Но сколько других руководителей команд согласились выглядеть простофилями? На том же самом «Дакаре» команда Nissan под руководством Пако Круса лидирует в «дизельной» категории. Форсируя брод, лидер команды Мигель Прието объезжает мотоциклиста и попадает в промоину. Двигатель Nissan захлёбывается, происходит гидроудар - завестись невозможно. Мигель пользуется тем, что в вертолёте оказалось свободное место, и прилетает на бивуак. Пако сообщает о его сходе, но комиссары заняты другими делами и забывают сделать отметку... Через несколько часов к броду подъезжает грузовик техпомощи Nissan, механикам удаётся запустить двигатель автомобиля, один из них садится за руль и к четырём часам утра добирается до лагеря. Пако разбудили, в «бардачке» он обнаруживает контрольную карту и тут же будит Прието: «Ты не сходил, понял? Ты только что приехал, иди, получи отметку и готовься к старту».

Ни один комиссар, ни один журналист не заметили подвоха. Хотя нет! Один испанский журналист вспомнил, что видел, как Прието прибыл в лагерь на вертолёте, и тогда же он по радио сообщил о его сходе. Он-то и задаёт вопрос: благодаря какому чуду пилот мог снова оказаться в гонке? Пако, не моргнув, отвечает: «Это тот малиец из Бамако, который на своём мопеде нашёл Peugeot 405, а теперь на том же мопеде доставил Мигеля до брода, где он оставил свой Nissan. Представляешь, как быстро ездит этот парень! Если Тодт ещё не подписал с ним контракт, то я его возьму на работу на следующий год». А как же интрига «ночного полёта в Бамако»? Впрочем, ответ известен: «Это Африка, патрон!» Да нет, приятель, просто тёмные делишки этих «белых». Забавные они люди.


В 1982 году Жан Тодт представил президенту Peugeot Жану Буйо проект М24 Rallye. Менее чем через год состоялись тесты будущего болида, а в салонах дилеров появилась модель 205. Спортивная карьера 205 Т16 («Т» как турбонаддув, а «16» -по количеству клапанов) в чемпионате мира в группе «В» началась в 1984 году: из пяти гонок Ватанен выиграл три. Затем были завоёваны два титула в личном (Тимо Салонен и Юха Канккунен) и командном зачётах в 1985 и 1986 годах. В мае 1985 года на ралли Tour de Corse дебютировала вторая версия 205 Т16 - Evolution 2, на которой Бруно Саби показал второй результат. Она отличалась аэродинамическим обвесом, без которого даже очень опытным гонщикам становилось непросто удержать на трассе такой спорткар. Сезон 1986 года стал последним для этих автомобилей, способных конкурировать с болидами «Формулы 1»: после ряда аварий Международная федерация автомобильного спорта запретила группу «В».В Peugeot сделали ставку на внедорожные ралли и прежде всего на «Дакар». И уже в 1987 году на 205 Т16 Grand Raid Ватанен выигрывает «Дакар» и «Ралли фараонов» в Египте. Одновременно к следующему марафону готовится 405 Т16.

Конструктивно Peugeot 205 Т16 - это трубчатое шасси, полноприводная трансмиссия и двигатель, расположенный посередине колёсной базы. Кстати, если в первой версии 1984 года двигатель XU 8 Т развивал мощность 340 л.с. при 7500 об/мин и максимальный крутящий момент 400 Нм при 5000 об/мин, то на следующем этапе, то есть через год, было уже 430 л.с. при 7500 об/мин и 500 Нм при 5500 об/мин. Автомобиль весил от 910 до 940 кг. Чтобы адаптировать его к марафонским маршрутам, команда Peugeot Talbot Sport усилила корпус. Мощность двигателя снизили до 360 л.с. при 8500 об/мин (максимальный крутящий момент 500 Нм при 5500 об/мин). И, наконец, чтобы разместить баки на 400 л, необходимые для обеспечения автономности (800 км), кузов и колёсную базу увеличили соответственно на 340 и 300 мм. Заметим, что из четырёх баков насосы сперва перекачивали топливо в промежуточный трехлитровый бак, откуда оно уже поступало в систему впрыска. Также стали шире передняя и задняя колеи (на 100 мм).

Вес автомобиля увеличился до 1300 кг. На «Ралли фараонов» 1987 года в задней подвеске кроме двойной комбинации пружины-амортизаторы появился третий амортизатор, и их общее число достигло десяти. Передние радиаторы сместили назад и вверх во избежание ударов при прыжках с дюн, а чтобы добавить «гибкости» двигателю и снизить потребление топлива, вместо механической Bosch К Jetronic успешно применяется система электронного впрыска Magnetti-Marelli-Solex. Одновременно инженеры работали над 405 Т16, которая по сути своей - та же 205, приобретшая иной силуэт за счёт кевларовых форм, закрывающих шасси. Однако её двигатель (XU 91) отличается от предыдущих моделей: его объём - 1905 см3 (за счёт увеличения хода поршня с 82 до 88 мм при том, что его диаметр остался таким же - 83 мм, как и на 1775-кубовом 205 Т16. В то же время конфигурация осталась прежней: турбина Garrett (максимальное давление составляет 2,2 бара), два распределительных вала, 16 клапанов.

Если на 80% детали кузова 405 Т16 иные, то трансмиссия Full Time, шестиступенчатая коробка передач (Сигоёп), центральный дифференциал Visco Static Fergusson, дифференциалы переднего и заднего мостов повышенного трения, дисковые тормоза, рулевое управление с гидроусилителем, 16-дюймовые колёса и шины Michelin 16/73 х 16 идентичны установленным на 205 Т16. Кроме того, для «Дакара» эти два автомобиля имели одинаковые двигатели. На «Дакаре» 1988 года два Peugeot 405 Turbo 16 были доверены Ватанену и Анри Пескароло, но гонку выигрывает Юха Канкунен, выступавший на 205 Т16. Впрочем, два следующих «Дакара» (1989 и 1990 годов) покоряются уже 405 Т16 под управлением Ватанена. Тем не менее, 205 Т16 продолжает участвовать в январском марафоне, и в 1989 году экипаж Ги Фре-келен - Фенуй занимает на нём четвёртое место.