Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Военная автомобильная инспекция




ВАМ зародилась еще в начале первой мировой войны, но юридически годом основания инспекции считается 1942-й
Упоминания о прообразе ВАИ встречаются в архивных документах, датированных 1915 годом. Во всяком случае, строки из военного циркуляра смело можно трактовать как руководство к созданию ведомственной автоинспекции: «...с разрешения Главнокомандующего, на начальника Петроградской автомобильной команды штабс-капитана Голенищева-Кутузова возлагается технический надзор за автомобилями Окружного штаба». Разумеется, ввиду малочисленности армейского автопарка дореволюционной России, необходимости в обеспечении безопасности передвижения военных машин не было, функции внешнего контроля сводились к «техническому надзору». Расширение прав и обязанностей военных автоинспекций до перечня, аналогичного правам и обязанностям «гражданской» ГИБДД, произошло сравнительно недавно. Официальным годом рождения ВАИ считается 1942-й, и, конечно же, в годы войны представители ВАИ занимались отнюдь не профилактикой нарушений ГТДД на фронтовых дорогах.

В приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной Армии № 0101 от 26 августа 1942 года предусматривалось провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы, а отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский слить в один отдел военной автоинспекции и военноавтомобильных дорог.К чему сводились функции автоинспекторов времен войны,понятно из названия новообразованного отдела: инспекция дорс на предмет проходимости rex или иных видов техники, при необходимости  определение оптимального маршрута движения колонн, а также проверки на дорогах.Конечно, всем хорошо знакомы фотографии, на которых запечатлены одетые в солдатскую форму девушки-регулировщицы. Фотография военной регулировщицы Марии Лиманской на фоне Бранденбургских ворот в Берлине стала классикой военной фотожурналистики. Между тем, на деле все выглядело отнюдь не столь «празднично», как было принято изображать в советской прессе послевоенных лет. В осеннюю распутицу и зимнюю стужу на разбитой колее, по которой в одну сторону идет колонна грузовиков с боеприпасами, а в противоположную  колонна с ранеными, стоит девочка-регулировщица, на хрупких плечах которой лежит организация движения. Со слезами на глазах, трясясь от холода и превозмогая страх, она мужественно несет свою службу, не выпуская из рук непременный служебный атрибут: два флажка  красный и желтый. Красный флажок  всем стоп, желтый  проезд свободен.

Никакого специализированного транспорта у фронтовой ВАМ, конечно же, не было. Дорожные батальоны передвигались в общем порядке, как и все прочие подразделения: железнодорожными эшелонами, на грузовиках, а где и пешком. Первым военным инспекторам верой и правдой служили вездесущие полуторки и «Захары», возможно, начальству посчастливилось поколесить на ГАЗ-67 или «Виллисах». Ни о какой целенаправленной моторизации ВАИ в ту пору речи не было.Победа в Великой Отечественной войне позволила «расслабиться» практически всем родам войск, но не военной автоинспекции. Бесконечные колонны двинулись с Запада на Восток, и это движение необходимо было организовать и упорядочить. Не утратили актуальности и проверки на дорогах. Если в годы войны основными нарушителями, которых задерживали военные инспектора, были дезертиры, то теперь появилась новая проблема — мародеры. Кроме того, за годы войны автопарк Вооруженных сил, по сравнению с довоенными показателями, существенно расширился. На 22 июня 1941 года его численность составляла 2726 единиц, а уже к середине 1945 года «в строю» насчитывалось 664 500 автомобилей различных типов, «32,8% из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% — трофейная». Какую-то часть мобилизованных машин предстояло вернуть народному хозяйству, но и оставшаяся «армада», как показала фронтовая практика, нуждалась в организации своих перемещений.

Приказом начальника Главного автомобильного управления Красной Армии № 130 от 31 августа 1945 года предусматривалось «.. .в помощь начальникам автомобильной службы гарнизонов организовать внештатные военные автомобильные инспекции». Со временем мирная жизнь взяла свое, постоянный форс-мажор уступил место размеренной повседневности, и стало очевидно, что военная техника, с точки зрения организации дорожного движения, превратилась в «транспортные средства». Военной автоинспекции для организации работы оставалось лишь брать пример со своих «мирных» коллег — ОРУДа и ГАИ.

Чтобы понять, по какому «сценарию» происходила автомобилизация ВАИ, достаточно ознакомиться с основными задачами этого ведомства, актуальными на сегодняшний день:

1)    проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках (силах);

2)    контроль за организацией дорожного движения транспортных средств Вооруженных сил;

3)    руководство деятельностью ВАИ (службами безопасности дорожного движения видов, родов, войск Вооруженных сил,
военных округов, флотов, объединений, гарнизонов) в области обеспечения безопасности дорожного движения; проведение мероприятий по повышению эффективности их работы;

4)    организация регистрации и контроля технического состояния транспортных средств Вооруженных сил РФ;

5)    организация экзаменационной и разрешительной деятельности в системе подготовки и допуска к управлению транспортными средствами водителей и исполнению обязанностей начальниками контрольно-технических пунктов (КТП);

6)    организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств Вооруженных сил РФ;

7)    осуществление взаимодействия с государственными и ведомственными органами в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Все это, за вычетом военной специфики, настолько близко к задачам ГИБДД, что вполне очевиден и принцип формирования оперативного гаража ВАИ: качественно (но, разумеется, не количественно) он близок к номенклатуре автопарка Госавтоинспекции. Поскольку столь обыденный, с точки зрения современного автомобилиста, реестр функций в послевоенные годы формировался постепенно, то и моторизация ВАИ проходила по мере роста потребностей ведомства в технике.В 1959 году в распоряжение военных автоинспекторов поступили мотоциклы. В 60-х  первые автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с надписью «ВАИ» на передних дверях. В 70-х компанию им составили УАЗ-452А, УАЗ-469 и IA3-24. В 80-х на службу пришли РАФы, «Нивы», ГАЗ-ЗЮ2 и ГАЗ-24-24, легендарные «догонялки».В 90-х гараж Военной автоинспекции пополнился автомобилями Волжского автозавода  ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, ВАЗ-2108и ВАЗ-2109, а также вездесущими ГАЗ-3221. В 2000-х автопарк ВАИ расширили ВАЗ-2114, ВАЗ-2115, ВАЗ-2110, ВАЗ-2112.С 2009 года в Москве на службе ВАИ появились иномарки: Ford Focus, Mercedes, Toyota Camry, а в 2010 году  «полукровка» Ssang Yong Rexton.