Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Выпуск газогенераторных автомобилей на Горьковском автозаводе




Выпуск газогенераторных автомобилей на Горьковском автозаводе (всех типов): Формально Горьковский автомобильный завод наладил производство газогенераторных грузовиков еще в 1935 году. Но их конструкция была очень сырой: машины были капризны и ненадежны в использовании, что вызывало соответствующие негативные отклики эксплуатационников. Да и выпуском такое единичное производство на отдельно выделенном участке назвать было трудно. Собственно выпуск заключался в монтаже газогенераторных установок сторонних производителей на газовские полуторки. Правда, государство тоже не сидело сложа руки: конструкция газогенераторных установок постоянно совершенствовалась, к этой работе были подключены соответствующие проектные организации (HATH, КБ «Газогенераторстрой», Лесотехническая академия (ЛТА) и пр.), проводились испытательные автопробеги, проходил необходимую подготовку водительский и обслуживающий персонал автобаз. В результате в 1937-38 гг. массовым (насколько это было возможно) выпуском газогенераторных установок в стране занялись два завода: «Свет шахтера» в Харькове и «Комета» в Москве. Эти установки на шасси ГАЗ монтировал сам Горьковский ав тозавод, а на шасси ЗИС  Второй авторемонтный завод (ВАРЗ) в Москве (на ВАРЗе их выпуск был прекращен с октября 1939-го).


Понимая ущербность такой организации работы для развертывания действительно массового производства газогенераторных автомобилей, руководство отрасли предприняло ряд шагов. Так, в 1938 году ЗИС наладил выпуск газогенераторных установок и их монтаж на шасси у себя на заводе, а с 1939 года на подобный принцип работы следовало перейти и ГАЗу. Уже в 1939-м по плану Горьковский автозавод должен был дать стране 10 тыс. газогенераторных автомобилей и дополнительно 2 тыс. газогенераторных установок. Был определен и тип выпускаемого газогенератора НАТИ-Г-14, который неплохо себя показал в большом газогенераторном пробеге 1938 года. Но когда дело дошло до практического воплощения, выяснилось, что при существующей конструкции НАТИ-Г-14 организовать его массовое производство на ГАЗе вряд ли удастся. Технология изготовления отдельных узлов совершенно не соответствовала стандартам, принятым на Горьковском автозаводе. Именно поэтому техотделу завода пришлось заново перерабатывать всю конструкцию газогенераторной установки, которая в результате получила наименование ГАЗ-42.

Для организации выпуска газогенераторных установок требовалось создать на заводе необходимую производственную базу: сделать инструмент и приспособления, разработать технологию изготовления каждой детали. Подготовка к массовому
производству газогенераторных автомобилей закончилась к концу 1938 года. Большую работу провели инженер Шлепников, конструктор Белавин, мастер кузовного цеха Комиссаров, начальник сборочного цеха №2 Левчук.Первый грузовик ГАЗ-42 собрали на конвейере 26 января 1939 года, что можно считать датой начала серийного выпуска машин этого типа на Горьковском автозаводе. Как тогда водилось, было принято обязательство за два месяца, к открытию XVIII съезда ВКП(б) построить 500 машин. И ровно в срок, 10 марта 1939 года на склад готовой продукции был сдан 500-й газогенераторный автомобиль. Правда, машин ГАЗ-42 с газогенераторными установками собственного производства в этой партии было немного, всего 140. А остальные 360 грузовиков были укомплектованы установками московского завода «Комега».

К 1 апреля завод изготовил уже 1011 газогенераторных машин, но газогенераторами I A3-42 было оснащено лишь 524 грузовика, остальные числились с установками «Комега». Впрочем, уже с середины года ГАЗ полностью перешел на выпуск машин с газогенераторными установками собственного производства, а к концу года ежемесячный темн выпуска ГАЗ-42 в среднем составлял 900 штук.К началу 1940-го численность парка газогенераторных автомобилей в СССР равнялась 5 тыс. экземпляров, что примерно соответствовало 5% от общего парка грузовых автомобилей страны. Кроме того, в эксплуатации имелось 16 тыс. газогенераторных тракторов. Только в леспромхозах по состоянию на 1940 год работало более 4 тыс. единиц газогенераторной техники. В дальнейшем, вплоть до 1956-го, ее количество только росло.В начале 1939 года началась подготовка к поточному производству моторов ГАЗ-11, для чего на заводе был организован цех №1, оборудованный новейшими американскими станками. Серийный выпуск шестицилиндровых моторов стартовал в феврале 1940-го.