Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Зарождение фирмы Cadillac Motor Со




Знал ли француз Антуан де ля Мот Кадийяк, что, основывая в 1701 году небольшое поселение у протока к озеру Эри, он вписал свое имя в мировую историю? Нет, конечно. Но спустя 300 лет эта деревенька под названием Детройт превратится в столиц/ зарождающегося автомобилестроения Америки, и именно в ней в 1902 году появится марка CADILLAC, взявшая в свой слоган фразу, не допускающую сомнений, «Мировой стандарт». Аля американского промышленника Генри Леланда, владельца фирмы Leland & Falconer, визит двух джентльменов в его детройтский офис в 1902 году вначале не предвещал ничего необычного. Два банкира просили его как опытного человека оценить имущество доставшейся им обанкротившейся фирмы... Henry Ford Со. Вы не ослышались  это было первое серьезное предприятие будущего короля автопромышленности, пришедшее в быстрый упадок из-за того, что отличавшийся скверным характером Генри вдрызг разругался с соинвесторами. Почему для оценки имущества финансисты обратились к Леланду? Его имя к тому моменту было синонимом опытного человека в производстве различных механизмов. Родившись в 1843 году, Леланд долгое время работал в различных оружейных компаниях, включая знаменитого Кольта, где научился тому, что еще долго считалось необязательным в нарождавшейся автомобильной промышленности,точности изготовления мельчайших деталей. Тогда каждый автомобиль собирали буквально на коленке, и не всегда запасная часть от одной машины могла подойти к другой. И если покупатели такого чудачества, как самодвижущийся экипаж, спокойно переносили эти особенности, то заказчики револьверов и винтовок законно требовали, чтобы любая деталь оружия взаимозаменялась между изделиями одной модели. Эту точность Генри Леланд перенес и в автомобильный бизнес, когда его фирма стала подрядчиком на производство двигателей для автомобилей Рэнсома Олдса  тогдашнего лидера в производстве самодвижущихся экипажей в промышленном масштабе.


Сам по себе автомобиль не представлял собой ничего выдающегося  с одноцилиндровым мотором, расположенным под сиденьем, двухступенчатой коробкой передач и цепной задней передачей. Но он был сделан по высшим стандартам Генри Леланда, что сразу было отмечено публикой на Нью-Йоркском автосалоне 1903 года. Новоявленная компания сразу получила около 2000 заказов на машину, и это был явный успех, который закрепили последующими инновациями фирмы.
Вскоре появилась четырехцилиндровая Model D, знаменовавшая выход Cadillac в высший автомобильный свет. По цене она была разумно позиционирована ниже тогдашних топ-марок американского рынка Whinton, Thomas и Locomobile, стоивших почти в два раза дороже, что, несомненно, способствовало дальнейшей популярности марки.Передовое мышление американской фирмы принесло ей первый значительный приз. Ее британский импортер в 1908 году на собственный страх и риск решил продемонстрировать душераздирающий аттракцион, подвергнув три одноцилиндровые машины полной разборке с последующим смешиванием в одну кучу всех 2163 частей. Эксперимент происходил под наблюдением представителей британского королевского автомобильного клуба, которые засвидетельствовали, что все три машины после сборки сразу завелись и прошли последующий тест-драйв без всяких проблем. То, что сейчас мы считаем само собой разумеющимся, тогда произвело неизгладимое впечатление. Cadillac первой из американских марок получил почетный приз от британского общества инженеров-автомобилестроителей за выдающийся вклад в развитие отрасли. Через несколько лет он завоюет еще один приз, но перед этим в судьбе бренда произойдут значительные перемены.

В первом десятилетии XX века на территории США действовали сотни, если не тысячи автомобильных компаний разного масштаба. Одни из них умирали, другие появлялись, надеясь отхватить свою небольшую прибыль в условиях начавшейся автомобильной лихорадки. Но чтобы действовать в долгосрочной перспективе, нужно было предприятие солидного масштаба, и в этих условиях молодой предприниматель Уильям Дюрант, имея во владении марку Buick, решил создать автомобильную империю, постепенно скупая лучшие компании отрасли. Украшением его корпорации, получившей имя General Motors, стал Cadillac, за который в 1909 году он отдал безумные по тем временам 5,6 миллиона долларов. Отметив, что во главе предприятия стоят профессионалы, Дюрант не стал ничего менять, оставив Генри Леланда президентом фирмы. И правильно сделал, потому что в 1912 году Cadillac представил еще одну революционную инновациюэлектрический стартер. Толчком для его создания стал трагический и, надо сказать, нередкий в те времена, когда любой автомобиль заводился пусковой рукояткой, случай: один молодой человек из окружения Леланда пытался помочь некой даме завести ее заглохший Cadillac и, не успев отскочить, получил по голове этой самой рукояткой из-за обратной вспышки. Узнав про это, Леланд поручил инженеру Чарльзу Кеттерингу из электрической компании Delco, вошедшей в состав General Motors, сделать такое устройство, чтобы его машина больше никогда не могла убить человека таким нелепым способом. За эту инновацию Cadillac получил второй приз от британских автомобильных инженеров.

А еще через два года в гамме фирмы появилась модель 51, под чьим капотом впервые объявилось то, что на протяжении всех последующих десятилетий являлось символом американского автомобиля,-солидный мотор схемы V8. Компактный, прекрасно сбалансированный, он безоговорочно превосходил по всем параметрам рядные «шестерки»  тогдашний предел мечтании владельца престижного автомобиля. Откровенно говоря, первой серийной машиной с таким мотором был французский De Dion-Bouton, именно его появление на Нью-Йоркской выставке и подвигло инженеров Cadillac на создание своего V8. Но именно американцы сделали то, чего чисто физически не могли достичь французы, с их тогдашним полным отсутствием опыта массового производства,  запустить 8-цилиндровую машину тысячными тиражами.В третьем десятилетии XX века в США Cadillac хватало соперников  помимо -овоявленного Lincoln, это был и извечный  Исполняя прихоти привередливых т-тов, Харли набрасывал перед ними скетчи будущих кузовов, показывал свои предложения в объеме, лепя прообразы машин в пластилине. Когда семейное ателье было выкуплено голливудским дилером Cadillac Доном Ли, отец и сын продолжили свою работу у него, занимаясь тем, что умели лучше всего, удовлетворяя штучные заказы местной богемы. И когда исполнительный директор Cadillac Лоуренс Фишер, находясь в рутинной поездке по дилерским шоу-румам, вдруг познакомился с Эрлом, он сразу был поражен идеями и методами работы этого молодого человека. Вскоре Харли был приглашен в Детройт возглавить работу над оформлением дебютной модели новой, младшей линейки отделения, получившей отдельную марку La Salle,  это был один из первых автомобилей в мире, чьи линии создавал именно художник, а не инженер.

Исходя из своего голливудского опыта, Эрл взял за прообраз для новой модели то, что наверняка бы приглянулось его былым клиентам,— французскую Hispano-Suiza. И европейский шик новой модели настолько пришелся по вкусу хозяевам Эрла, что вскоре он был назначен руководителем вновь созданной студии «Стиля и Цвета»  первого в мире специализированного отделения, отвечающего за дизайн продукции. С этого момента дизайнеры начали руководить умами и в General Motors, и в других автомобильных компаниях, в первую очередь, конечно, американских, ставших законодателями моды на ближайшие сорок лет. Его величество Дизайн вскоре развернулся до такой степени, что признаком хорошего тона стало заметное изменение внешнего вида (то, что сейчас именуется рестайлингом) каждый год, а через три-четыре года следовало представлять абсолютно новый стиль модельного ряда. Эта гонка за формами будущего быстро вывела в отстающие большинство компаний второй руки  у них просто не хватало средств поспевать за темпом, заданным «Большой тройкой»  корпорациями GM, Ford и Chrysler.

А что же Cadillac? Он вовсе не собирался почивать только на дизайнерских лаврах, представив в 1930 году очередной инженерный шедевр  первый серийный автомобиль с 16-цилиндровым мотором. Резон для создания такого сложного двигателя был один  главный конкурент Packard строил машины с V12 еще с 1915 года, на подходе были аналогичные конструкции от других фирм, так что единственным способом для Cadillac показать свое превосходство являлось создание такого мотора, который надолго оставался бы непревзойденным шедевром. Проектирование V16 заняло три года, чтобы ускорить создание, с небольшой фирмы Marmon переманили ведущих инженеров, разработавших свой мотор аналогич-
ной схемы. Дебют новинки был обставлен с соответствующим размахом  для моде ли предлагали разом 54 варианта кузова от спортивных родстеров до чопорных таун каров, несколько экземпляров отправи ли на гастроли по Европе, чтобы привлечь на свою сторону и элиту Старого Света Поначалу, несмотря даже на разразившуюся Великую депрессию, продажи V16 стартова ли очень хорошо  в первый год реализова ли почти 3000 машин. Но уже в следующем году эта цифра упала в десять раз и больше никогда не возвращалась на прежний уро вень.

В чем же причина? И в тяжелых вре менах, когда вообще спрос на автомобили не говоря уже о таких дорогих престижны) моделях, упал ниже некуда, и в одновре менном выводе на рынок осенью того же 1930 года более доступной модели Cadillac с мотором V12, и вообще в ограничен ной клиентуре на такого рода автомоби ли. Но по крайней мере почти все Голливуд ские звезды, равно как индийские маха раджи и прочие сильные мира сего, все же приобрели по одному Cadillac V16, а боль ше им и не надо было. Поэтому эту модел! потихоньку, практически штучно, продолжа ли строить до 1940 года, а потом тихо, бе: анонсов, изъяли из производственной про граммы. Тем временем марка решила войти в перспективный сегмент машин средней ценовой категории, тех, что сейчас мы именуем бизнес-классом. Ради этого в 1938 году был даже создан седан 60 Special с особым стилем, работы нового главы отделения дизайна Cadillac Уильяма Митчелла, который в конце 50-х годов сменит Эрла на посту главного дизайнера всего концерна General Motors. Отличительным стилем работы Митчелла стали минимализм и функциональность  качества, которые пришлись к месту как перед началом Второй мировой войны, так и в противоречивые 60-е. В 1941 году Cadillac продал рекордное количество машин — 66130, после чего, как и вся автопромышленность США, был переведен на военные рельсы, производя легкие танки и компоненты авиационных моторов.


После свержения Германии и Японии Cadillac вступил в свою золотую эпоху, длившуюся двадцать с лишним лет. В эти годы даже без присутствия в гамме таких шедевров, как довоенный V16, он считался истинным воплощением престижа и успеха. В те времена у него практически не было конкурентов  Packard решил поставить на более доступные машины среднего класса, однако в этом деле не преуспел и тихо скончался к 1958 году. Lincoln хоть и был обласкан Белым домом, но не смел и мечтать о том обожествлении и тиражах, которые были у Cadillac. В те времена, чтобы представить ту или иную вещь в лучшем свете, про нее говорили: «Сделана, как Cadillac». На эстраде в ходу была такая шутка: «Кто такой Rolls-Royce? Это Cadillac, закончивший Оксфорд». Голливудские звезды, музыканты, все без исключения скупали Cadillac пачками, но боль-
ше всех отличился Элвис, в чьем владении было более 100 машин этой марки, и даже в последний путь он отправился в ослепительно белом катафалке Cadillac.

И простая публика прекрасно понимала выбор своих кумиров с того момента, как на моделях 1949 года, с легкой руки Харли Эрла, свозившего своих подчиненных на военный аэродром в поисках вдохновения, появились элегантно вздернутые кили-плавнички, в облике Cadillac стал проявляться набиравший моду аэрокосмический стиль. С каждым годом он развивался все дальше, ввергая публику в восторг, а технологов в ступор. Дизайн автомобилей становился все более вычурным,все более далеким от реальности, а размеры Cadillac к 1959 году выросли настолько,что по всей стране пришлось срочно перерисовывать разметку парковочных мест. Именно 1959 год с его фантастическими килями-плавниками стал апофеозом эпохи излишеств Харли Эрла  машины этого года являются символом счастливых 50-х, превратившись из средства передвижения в предмет культурного наследия.Надо сказать, что большинство новых решений не внедрялось внезапно, а постепенно обкатывалось на публике путем демонстрации концепт-каров, автомобилей будущего, на ежегодных передвижных выставках «Моторама». Эти парады колесили по всей Америке в специально спроектированных грузовиках, а некоторые, особо запавшие в память публики выставочные модели запускались в производство с минимумом изменений. Именно так начался славный путь Eldorado, подарившего всем моделям концерна хитро загнутое панорамное лобовое стекло, а в 1957 году был презентован мелкосерийный четырехдверный седан-хардтоп без центральной стойки Eldorado Brougham. Последний в тот год стал самым дорогим автомобилем Америки, он стоил на треть дороже самого роскошного «Линкольна», а в его салоне было электрифицировано все, что только можно. Таких машин за пару лет производства сделали всего 704 и это при том, что всех моделей фирмы в те годы продавали по 150 тысяч в год.

Одновременно с размерами машин росли и двигатели, достигнув пика в 8,2 литра к 1970 году. Даже знаменитый довоенный V16 отличался меньшим рабочим объемом. Именно машины 50-х начала 70-х годов, желательно в версии кабриолет, давно считаются самыми желанными как раз о таком Cadillac мечтал Тони Монтана в «Лице со шрамом», на подобном автомобиле 1964 года разъезжал полицейский в исполнении Ника Нолта в «48 часах». А уж в Европе роскошные заокеанские машины вообще считались воплощением жизни высшего света  недаром герой Бурвиля в «Разине» был на седьмом небе от счастья, когда его попросили перегнать начиненный контрабандой кабриолет, а любовницы Бельмондо в «Веселой Пасхе» не могли устоять перед возможностью сложить в его машине мягкий верх одним нажатием кнопки  то, что на американских моделях давно являлось нормой, в Старом Свете считалось излишеством еще долгие годы.Казалось бы, ничто не может омрачить великолепную поступь марки Cadillac  она является крупнейшим в мире поставщиком престижных машин, ее конструкторский потенциал и тягу к инновациям великолепно продемонстрировал совершенно новый Eldorado в 1967 году. Превратившись в так называемое персональное купе, эн поражал вроде бы совершенно невоз-'.'ожным решением  7-литровым мотором, прекрасно уживавшимся с передним приводом, доселе считавшимся прерогативой исключительно маленьких европейских машин.


Топливный кризис 1973 года и последующее увлечение Америки компактными и экономичными машинами из Европы и Японии принесли отрезвление. В гамме появился более-менее компактный Seville, призванный конкурировать с европейским «люксом»,  правда, несмотря на меньшие габариты, стоил он заметно дороже, чем привычные «полноразмерные» модели. Компания как бы намекала  мы можем делать и модели в европейском стиле, но вам ваши вкусы обойдутся дороже. Но в 1977 году уменьшилась в размерах и стандартная линейка, а через два года радикальное снижение размеров произошло снова  требование правительства снижать расход топлива не давало компании шанса оставлять свои машины такими, как их привыкли видеть традиционные потребители. Тем не менее «обрезание» пошло на пользу  в 1979 году был установлен очередной рекорд  381 тысяча проданных машин. Помимо уменьшения размеров, внедрялись и другие решения ради лучшей экономичности  на новом поколении Seville стандартным силовым агрегатом сделали (о ужас!) дизель, а на отдельных моделях стали применять «восьмерку» с автоматическим отключением двух или четырех цилиндров при неспешной езде. Но все эти решения оказались несовершенными и на Cadillac не прижились  по сей день, несмотря на широкое распространение и дизелей, и систем отключаемых цилиндров, их на Cadillac стараются не применять, словно боятся проклятия духов прошлого.

Ни разу не удавалась и попытка вывода машины совсем уж маленького, компактного размера. Первым опытом в 1981 году стал Cimarron, родственник европейского Opel Ascona. Надо сказать, с 1910 года у Cadillac не существовало моделей с четырехцилиндровым двигателем, а с 1955-го и с ручной коробкой передач. У Cimarron было и то и другое, правда, словно в оправдание, он не имел и ни единой надписи Cadillac на кузове. Но даже получив позже мотор V6, он так и не приобрел популярности старших собратьев. Были и другие попытки европеизировать марку  в 90-х импортировали опять же Opel, но уже большую Omega под названием Catera, а уже в наши дни специально для Европы перелицевали Saab 9-3 в Cadillac BLS - сказать, что эти потуги были провальными, значит сильно приукрасить реальность. Вообще в 80-90-х годах былое величие марки сильно потускнело. Ее кураторы плыли по течению вслед за другими отделениями корпорации  отсюда и зашедший в тупик стиль, и повальный перевод Cadillac на передний привод. Налицо были полный разброд и шатание — и шарахание из крайности в крайность. Не помогло даже то, что начиная с Рональда Рейгана, истинного республиканца, решившего радикально отмежеваться от имиджа его слабовольных демократических предшественников, в том числе и в выборе марки президентского лимузина, Cadillac заменил Lincoln на государственной службе.Даже в кино на Cadillac теперь ездили не положительные герои с высоким IQ или хотя бы харизматичные злодеи вроде дона Вито из «Крестного отца», а третьестепенные гангстеры, чей автомобильный выбор лишь подчеркивал их внутреннюю убогость. На первых ролях люкс-сегмента теперь были иноземцы  немецкие Mercedes-Benz, BMW, а с недавних пор и японский Lexus.



Так больше продолжаться не могло, и в недрах General Motors стал разрабатываться план полной перезагрузки марки Cadillac. Как и в счастливых 50-х, на выставочных шоу-карах стали обкатывать новый необычный граненый стиль, схожий с оформлением самолетов-невидимок Stealth. По аналогии с пионерской дизайн-студией 20-х годов «Стиля и Цвета» новое направление назвали «Искусство и Наука». Антураж для дебюта первенца  седана CTS, примерившего снова классическую заднеприводную компоновку, был выбран безупречно-фантастическая погоня во второй части «Матрицы», с символическим дополнением «Перезагрузка». Атмосфера секретности вокруг новинки соблюдалась неукоснительно даже оформление интерьера журналистам пришлось изучать по первым официальным скриншотам картины. Успех сопутствовал как фильму, так и автомобилю  вскоре похожее оформление примерили кроссовер SRX, большой седан STS, родстер XLR и, конечно же, любимый повседневный транспорт голливудских звезд и рэперов могучий вседорожник Escalade.

Успех новой политики заметно приободрил руководство компании  в 2000-х на выставках стали мелькать прототипы Cadillac в обличье суперкаров, была даже заявка на возрождение сверхпрестиж-ной модели с мотором V16. Но экономический кризис и реструктуризация самого GM поставили крест на фантазиях —они не были обеспечены реальностью. Главное, отправив в историю едва ли не большую часть принадлежавших ему брендов, включая такие перлы, как Pontiac и Hummer, руководство концерна согласилось, что ставить крест на 110-летней истории Cadillac пока преждевременно  она имеет потенциал на выживание куда больший, чем тот же Lincoln. И дебют новых моделей, таких как компактный седан ATS, который готов поспорить даже с самой «трешкой» BMW,  лишнее тому подтверждение. Конечно, баварскую модель американец вряд ли победит, но то, что он не боится выступить в самых горячих сегментах рынка, вызывает глубокое уважение и почтение. Генри Леланд остался бы доволен.